«Борей» – блок плавного управления вентилятором радиатора автомобиля (БУ ЭВСО)

Умное управление вентилятором радиатора:
Борей
=
  • Снижение расхода топлива
  • Увеличение срока службы двигателя
  • Вентилятор работает практически бесшумно

 

Доступен также к покупке «Борей-АВ» - "плюсовой" герметичный блок управления вентилятором системы охлаждения двигателя(ЭВСО). Он предназначен для тех электровентиляторов, штатная система которых коммутирует "провод +12", второй конец ЭВСО намертво подключен к массе(кузову). Просто «Борей», описываемый ниже, коммутирует на вентилятор провод "массы".

Узнать, какой из проводов к вентилятору коммутирует штатное реле можно следующим образом. При включенном зажигании, но на не заведенном ДВС и выключенном вентиляторе нужно тестером померять напряжение на любом из выводов вентилятора относительно массы. Если тестер покажет +12В, то вентилятор коммутируется проводом "массы" и Вам нужен «Борей» или «Борей-В». Если покажет 0В - то "плюсовым" проводом, соответственно Вам нужен «Борей-АВ».

Назначение блока управления вентилятором (БУ ЭВСО)

Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2011г

Все люксовые автомобили, оснащенные электровентиляторами радиатора системы охлаждения, имеют и модуль плавного управления скоростью вращения этого вентилятора. Это неслучайно, поскольку такое управление дает массу преимуществ в сравнении с классическим релейным управлением. Плавное управление скоростью вращения имеет только один существенный недостаток - высокую цену. Вот именно в плане цены наш блок управления вентилятором дает огромную фору  импортным аналогам, ни в чем не уступая им по остальным параметрам. Историю создания «Борея» можно посмотреть здесь.

«Борей» предназначен для изменения скорости вращения электровентилятора радиатора системы охлаждения в зависимости от текущей температуры двигателя автомобиля таким образом, чтобы температура ДВС не уходила выше 1-2градусов от установленной точки включения электровентилятора. C этой задачей «Борей» справляется гораздо лучше, чем штатная релейная система.

Блок управления «Борей» - это система управления вентиляторами, имеющая расширенные функции в сравнении со штатной системой.

  • БУ ЭВСО решит для Вас проблему охлаждения двигателя машины в самых тяжелых условиях. «Борей» гораздо более надежен, чем реле.
  • БУ ЭВСО может управлять вторым электровентилятором или электропомпой для увеличения теплосъема с радиатора системы охлаждения. Естественно, что для работы «Борея» необходим вентилятор(ы), производительность которого(ых) достаточна для самого тяжелого режима охлаждения двигателя автомобиля.
  • БУ ЭВСО работает "впараллель" со штатной системой включения вентилятора, ничем не мешая ей. Эти две системы резервируют друг друга, тем самым повышая общую надежность.
  • БУ ЭВСО обрабатывает и потребности кондиционера автомобиля, включая продув конденсора кондиционера тогда, когда это нужно кондиционеру. Этим ликвидируется необходимость в дополнительном вентиляторе для кондиционера.
  • БУ ЭВСО подключается к штатному датчику автомобиля, при этом нет необходимости в подборе или калибровке этих датчиков. Температура стабилизации при этом задается самим водителем с помощью очень простой операции (все подробности есть ниже по тексту).

Для каких машин предназначен БУ ЭВСО?

Да, собственно, для всех, где есть электровентилятор. От "Оки" и до "Чероки", от 0.5литров объема двигателя и до 5-8л, в том числе серийно устанавливаются на вездеходах АВТОРОС. В мощных машинах разумно просто использовать два электровентилятора с двумя «Бореями» даже там, где справился бы и один. В расчете на литр объема установка «Борея» на "Чероки" гораздо более дешевое мероприятие, чем на "Оку".

Преимущества:

  • автоматическая настройка температуры стабилизации без участия водителя;
  • простота перестройки температуры стабилизации;
  • контроль работы вентилятора системы охлаждения с помощью запрограммированных тестов;
  • контроль рабочих параметров системы охлаждения при запуске двигателя;
  • автоматическая защита от перегрузки по току свыше 40 А;
  • автоматическая защита от короткого замыкания по току свыше 50 А;
  • легкое встраивание в штатную систему охлаждения;
  • стабилизация температуры двигателя, а не радиатора;
  • высокая надежность;
  • резервирование (штатная система охлаждения остается в качестве дублирующей).
  • для управления блоком не используются механические кнопки, управление бесконтактное, магнитное.

Преимущества при использовании блока управления вентилятором

Принцип работы блока управления вентилятором

Здесь никакого "открытия Америки" нет. Как и нет гигантского эффекта, он составляет в общем 15-30% по отношению к классической системе управления вентилятором.

Когда с помощью реле, включающего электровентилятор в классической системе,  двигатель охлаждается на 10градусов, когда достаточно его охладить на 1градус, лишние 9градусов оказываюся действительно "лишней" работой, которую «Борей» зря не выполняет. Эффект здесь, конечно не в 9 раз, но вдвое выигрыш есть. Выше мы уже писали о том, что вентилятор должен обеспечивать охлаждение ДВС в максимально тяжелом режиме (режиме максимальной мощности). Когда вентилятор в пробке охлаждает двигатель, работающий на 10% своей мощности, ему достаточно и 30% скорости вращения, от большей мощности пользы не будет (подробнее здесь).

В целом, именно эффективные алгоритмы работы управления вентилятором позволяют достичь небольшой экономии, но что более важно, позволяют более точно стабилизировать температуру двигателя. Водители, установившие «Борей», обычно говорят: "установил и забыл, а в пробках стрелка температуры стоит, как влитая".

Модификации (виды) «Борея»

Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2011г Борей На текущей странице представлено исполнение для коммутации на вентиляторе провода "Массы". Исполнение именуется просто «Борей». Провода в комплект не входят. Версия без проводов удобна тем, что силовые провода могут быть сделаны оптимальной длины "по месту".
Борей-В - герметичный блок управления вентилятором радиатора автомобиля Борей-КВ Герметичное влагозащищенное исполнение «Борея», провода в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Информация представлена на отдельной странице. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлиннение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки это не получится.
  Борей-АВ Герметичное влагозащищенное исполнение «Борея-А» для коммутации на вентиляторе провода "+12В", провода в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Информация представлена на отдельной странице.

Установка

Процедура установки БУ ЭВСО элементарна. Блок управления вентилятором имеет три жгута - силовой, жгут питания и жгут управления.
Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'СиличЪ-Борей'Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'СиличЪ-Борей'

Силовой жгут имеет два разъема. От электровентилятора отсоединяется разъем штатной системы и подстыковывается к первому разъему силового жгута. Освободившийся разъем электровентилятора подсоединяется ко второму разъему силового жгута. Перепутать их не получится, они разные.

Жгут питания содержит два провода питания блока управления, которые подключаются к аккумуляторной батарее, желательно через предохранитель.

Жгут управления содержит четыре провода, первый из которых крепится к массе (измерительная масса), второй подключается к штатному датчику температуры двигателя, третий используется в случае, если автомобиль укомплектован кондиционером, четвертый - при необходимости управлять вторым электровентилятором или электропомпой.

Одна из самых ответственных операций - настройка температуры включения ЭВСО, автоматизирована. Для этого достаточно установить «Борей» параллельно со штатной системой управления ЭВСО, завести мотор и дождаться, пока штатная система сработает 4 раза, и уже на 5 раз запустится тест системы охлаждения от «Борей» с плавным включением ЭВСО до 100%. Дальнейшие включения ЭВСО будут происходить с плавной регулировкой оборотов в зависимости от температуры двигателя. Температура включения ЭВСО устанавливается на 5˚С ниже порога срабатывания штатной системы. Для желающих точнее настроить температуру включения специально сделана дополнительная сервисная функция коррекции установленной температуры включения ЭВСО с малым шагом прямо на заведенном двигателе в паузах между включениями ЭВСО.

Располагать блок желательно разъемами вбок или вниз, чтобы потоки воды (а таковые все же встречаются на дороге) стекали по блоку, не попадая через разъем внутрь. Конденсат, поскольку имеется разница температур "день-ночь", тоже имеет свойства скапливаться внутри любого корпуса. Для его слива из внутренностей корпуса обычно предусматривают отверстие в самой нижней части корпуса. В нашем случае после установки «Борея» тоже можно определить такую самую нижнюю точку корпуса и просверлить небольшое отверстие диаметром 0.5-2мм, отступив от крышки подальше (на крышке установлена вся электроника). Дополнительно самостоятельно герметизировать корпус герметиком вредно, от конденсата это не защитит, а вот пути выхода пара из корпуса перекроет, в результате скорость накопления конденсата только увеличится.

Более подробно со всеми аспектами работы БУ ЭВСО можно почитать на форуме и в разделе FAQ. Там же расположены и статьи по тематике управления электровентилятором.

Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2011г Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2011г Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2011г Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2011г Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2011г

Два комплекта проводов для «Борея»

Провода для Борея с российскими разъемами вентилятора Провода для Борея с импортным разъемом вентилятора Packard 12015987

Доступны для поставки два комплекта проводов, различающихся типом применяемого разъема вентилятора. 

Первый тип с российским разъемом хорош тем, что если он не подходит по "пластмассе" к разъему вентилятора, то контакты можно извлечь из пластмассового корпуса и воткнуть по отдельности в разъем вентилятора, учитывая полярность. В автомобилях разных стран применяют разные разъемы, но внутренний тип контакта почти всегда один (размер 6.3мм), в том числе у вентиляторов "Бош" российского производства, а также  "Шеви-Нивы" и "Калины".

Второй комплект проводов с разъемом Packard 12015987 (рисунок справа) подходит по "пластмассе" к большинству импортных вентиляторов, в том числе и вентиляторам "Бош" российского производства, а также к вентиляторам "Шеви-Нивы" и "Калины". Однако разобрать такой разъем уже не получится, контакты внутри специализированные и не подойдут к другому типу разъемов.

LED-шкала для индикации скорости вращения вентилятора

Led-шкала для контроля скорости вращения вентилятораСветодиодная шкала "Фотон-1" показывает текущую скорость (мощность) вращения вентилятора. Фактически «Фотон-1» - измеритель среднего напряжения на моторе.

 

  

 

 Доступна для заказа на отдельной странице

Монтажный комплект реле

Монтажный комплект для СИЛИЧЪ-БОРЕЙ

При монтаже «Борея» в трех случаях возникает необходимость использования внешнего реле:

  1. Если штатная система коммутирует на электровентилятор провод "+12", а не "массу", как «Борей».
  2. Если контроллер кондиционера выдает только активный сигнал с уровнем "+12".
  3. Если необходимо подключить второй вентилятор, электропомпу (или зарезервировать основной ЭВСО).

Для этих случаев доступен к заказу монтажный комплект реле, в котором есть само реле, колодка и необходимые провода. Комплект укомплектован паспортом со схемами подключения и полной информацией для монтажа.

Паспорт устройства

Паспорта предыдущих версий доступны здесь.

заказ

Оформить заказ / КУПИТЬ блок управления вентилятором

'Борей-24КВ' - герметичный FAN-контроллер автомобиля
Борей-24КВ, коммутация "массы", 24В,
цена по предоплате 4500руб,
купитьшт.Неверный Ввод

'Борей-В' - герметичный FAN-контроллер автомобиля
Борей-КВ, коммутация "массы",
цена по предоплате 3200руб,
купитьшт.Неверный Ввод

'Борей-24КВ-1' - герметичный FAN-контроллер автомобиля
Борей-КВ-1, коммутация "массы", стабилизированное питание ДТ,
цена по предоплате 3400руб,
купитьшт.Неверный Ввод

'Борей-24КВ-1-4' - герметичный FAN-контроллер автомобиля
Борей-КВ-1-4кв.мм, коммутация "массы", стаб.пит. ДТ, 4кв.мм провода,
цена по предоплате 3800руб,
купитьшт.Неверный Ввод

Борей - блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля (БУ ЭВСО)'
Борей, блок без проводов,
цена по предоплате 2800руб,
купитьшт.Неверный Ввод

Силичъ-Борей. Набор проводов, разъем Paccard'
Комплект деталей разъема Paccard,
цена по предоплате 100руб,
купитьшт.Неверный Ввод

Силичъ-Борей. Набор проводов, разъем Paccard'
Монтажный комплект реле Борей,
цена по предоплате 300руб,
купитьшт.Неверный Ввод

LED-шкала для Борея
Фотон-1, LED-шкала для Борея,
цена по предоплате 500руб,
купитьшт.Неверный Ввод

двойная LED-шкала для Борея
Фотон-3, двойная LED-шкала для Борея,
цена по предоплате 750руб,
купитьшт.Неверный Ввод

Для оформления заказа установить количество товара

 
E-mail(*)
Неверный Ввод

Фамилия(*)
Неверный Ввод

Имя Отчество(*)
Введен недействительный тип данных

Индекс почтовый(*)
Неверный Ввод

Полный адрес(*)
Введите адрес

Посылку нужно отправить(*)
Неверный Ввод

Сотовый телефон(*)
Используйте цифры и знаки +-()

в формате +79001122334

Автомобиль, двигатель
Неверный Ввод

Неверный Ввод
Комментарий
Неверный Ввод